ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Павлодар облысының білім беру басқармасы, Успен ауданы білім беру бөлімінің
«М.Маметова атындағы жалпы орта білім беру мектебі» КММ
КГУ «Средняя общеобразовательная школа имени М.Маметовой»

отдела образования Успенского района, управления образования Павлодарской области

Ольгино а.
8-718-3-490294
olgino@uspen.edu.kz

Павлодар облысының білім беру басқармасы, Успен ауданы білім беру бөлімінің
«М.Маметова атындағы жалпы орта білім беру мектебі» КММ
КГУ «Средняя общеобразовательная школа имени М.Маметовой»

отдела образования Успенского района, управления образования Павлодарской области

МЕНЮ

Мы рады вас видеть на официальном сайте нашей школы!

Сайт адресован всем, кому интересно знать, чем живет наше
образовательное учреждение.

Перейти в раздел
25
апреля
2025

Правила деятельности психологической службы в организациях образования среднего образования утверждены приказом и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 25 августа 2022 года № 377 «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования».

Психологическая служба в организациях среднего образования (далее –Психологическая служба) – коллегиальный орган организации образования, деятельность которого направлена на сохранение и укрепление психологического благополучия участников образовательного процесса, оказание в процессе обучения социального, психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся и воспитанников с учетом индивидуальных возможностей, и особых потребностей.

2.Цель Психологической службы – системная организация психолого-педагогического сопровождения, направленная на создание психолого-педагогических и социальных условий для успешного обучения, развития, социализации обучающихся и формирования осознанного выбора профессиональной образовательной траектории.

3.Задачи Психологической службы:

  1. психолого-педагогический анализ ситуации развития обучающихся и воспитанников в процессе обучения, выявление основных проблем и причин их возникновения, определение средств их разрешения, а также создание безопасной среды для педагогической деятельности коллектива;
  2. мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе обучения; содействие индивидуализации учебной деятельности обучающихся и воспитанников;
  3. содействие выполнению требований государственного общеобязательного стандарта образования к результатам обучения с учетом индивидуальных особенностей и особых потребностей обучающихся;
  4. разработка и внедрение индивидуально развивающих и коррекционно-развивающих программ, направленных на преодоление проблем в социальной безопасности, психологическом здоровье и профилактику деструктивных форм поведения, трудностей в адаптации, обучении и воспитании у обучающихся и воспитанников;

5) содействие развитию способностей и формированию у обучающихся и воспитанников универсальных учебных навыков к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

6) содействие участникам образовательного процесса в воспитании и формировании принципов взаимопомощи, эмпатии, ответственности, уверенности в себе, способности к принятию решений, активному социальному взаимодействию без ущемления прав личности участников образовательного процесса;

7) распространение и внедрение в практику деятельности организации образования научных и практико-ориентированных достижений в области психолого-педагогического, социального сопровождения;

8) обеспечение междисциплинарного, командного взаимодействия педагогов и специалистов, оказывающих психолого-педагогическое сопровождение участникам образовательного процесса для создания эффективных условий социализации обучающихся и воспитанников, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом их индивидуальных возможностей и особых потребностей;

9) взаимодействие с коллегиальными органами организации образования и заинтересованными органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел.

  1. Принципы психолого-педагогического и социального сопровождения:

1) соблюдение профессиональной этики;

2) эмпатия и уважение к личности ребенка;

3) учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося и воспитанника;

4) интеграция психологического и педагогического знания;

5) конфиденциальность информации с соблюдением прав и интересов ребенка;

6) исключение возможности нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;

7) научность, комплексность, последовательность, поэтапность и непрерывность сопровождения обучающихся и воспитанников в образовательном процессе.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями осуществляется в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 26513) «Об утверждении правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования»:

1) на уровне класса (группы) в рамках компетенций педагога на постоянной основе в отношении всех обучающихся и воспитанников: адаптация образовательной среды, использование вариативных методов и приемов обучения, индивидуальных учебных средств и материалов для оценки достижений с учетом особых образовательных потребностей, в том числе, связанных с поведенческими и эмоциональными особенностями и индивидуальными возможностями;

2) на уровне организации образования с привлечением специалистов, осуществляющих социальное, психолого-педагогическое сопровождение к процессу решения проблем, предполагающее более систематический сбор информации, временную (на четверть, на учебный год) постоянную адаптацию учебных программ, обучение по индивидуальным учебным программам, разработка и реализация индивидуальных развивающих программ, использование специальных методов и приемов обучения, индивидуальных учебных средств и материалов для оценки достижений обучающихся и воспитанников;

3) на уровне организации образования с привлечением узких специалистов извне (сурдопедагог, тифлопедагог, клинический психолог и другие), в случае, если особые образовательные потребности обучающихся и воспитанников являются серьезными и (или) постоянными и требуется специальная поддержка.

  1. Методическое руководство психологической службы, в том числе расположенной в районах (городах областного значения), обеспечивают местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы.
  2. В компетенции педагогов психологической службы, входят знания и опыт по общей, педагогической, специальной и возрастной психологии, что предусматривает их психолого-педагогическое участие, профессиональную ответственность, вовлеченность и поддержку в социальном и психолого-педагогическом сопровождении, процесса учебной деятельности обучающихся и воспитанников, развитии личности;
  3. Психологическая диагностика, консультирование и тренинги (групповые, индивидуальные) с обучающимися и воспитанниками проводятся с письменного согласия родителей или иных законных представителей.

Информирование родителей или иных законных представителей о планах работы по психолого-педагогическому сопровождению оформляется протоколом родительского собрания класса в начале учебного года согласно приложению 1.

В случае отказа, родитель или иной законный представитель предоставляет заявление об отказе в свободной форме.

Согласие родителей на проведение индивидуальной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения оформляется согласно приложению 2.

  1. Руководитель организации среднего образования в деятельности Психологической службы:

1) издает приказ о деятельности психологической службы и утверждает план работы психолого-педагогического, социального сопровождения обучающихся и воспитанников на учебный год;

2) утверждает состав и должностные обязанности специалистов, входящих в состав психологической службы;

3) обеспечивает условия для повышения квалификации специалистов, входящих в состав психологической службы;

4) заслушивает и утверждает аналитический отчет о деятельности психологической службы и специалистов, входящих в состав психологической службы;

5) обеспечивает психолого-педагогическое, социальное сопровождение обучающихся и воспитанников, родителей и иных законных представителей в вопросах воспитания и развития.

6) на основе оценки особых образовательных потребностей или рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций руководитель организации образования утверждает список обучающихся и воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогическом, социальном сопровождении, индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, включающие индивидуальные учебные планы, индивидуальные/адаптированные учебные программы, индивидуально развивающие программы специалистов.

  1. Заместитель руководителя организации среднего образования в деятельности Психологической службы:
  1. организует деятельность психологической службы по психолого-педагогическому и социальному сопровождению обучающихся и воспитанников, определяет время и место проведения диагностических мероприятий в образовательном процессе;
  2. ведет мониторинг эффективности результатов сопровождения, динамики социализации, развития и учебных достижений обучающихся и воспитанников;
  3. координирует взаимодействие психологической службы с заинтересованными государственными органами и организациями, представителями общественности и правоохранительных органов, представителями родительской общественности, попечительского совета.
  1. Педагог-психолог в деятельности Психологической службы:
  1. проводит психолого-педагогическую диагностику состояния обучающихся и воспитанников в соответствии с планом работы на учебный год и согласия родителей или иных законных представителей, оформленного протоколом родительского собрания в начале учебного года;
  2. выявляет и оценивает особые образовательные потребности обучающихся и воспитанников на основе наблюдений, углубленного обследования, сведений, полученных от родителей или иных законных представителей, изучения заключений и рекомендаций специалистов психологической службы и психолого-медико-педагогической консультации;
  3. информирует родителей и администрацию организации образования при возникновении рисков поведенческих и эмоциональных проблем, деструктивных форм поведения, нарушений воспитания в семье и детско-родительских отношений, негативных воздействий информационной среды в соответствии с подпунктом 3) пункта 14 Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
  4. на основании запроса администрации и согласия родителей или иных законных представителей, проводит психологическое исследование личности обучающегося и воспитанника, дает оценку психоэмоционального состояния ребенка и при необходимости проводит индивидуально-развивающие занятия с целью оказания своевременной психологической помощи;
  5. участвует в проведении мероприятий по повышению психолого-педагогических компетенций с участниками образовательного процесса и содействует внедрению эффективных способов, методов и технологий обучения, развития и социализации обучающихся и воспитанников;
  6. участвует в профилактике возникновения деструктивного поведения обучающихся и воспитанников и при необходимости разрабатывает рекомендации участникам образовательного процесса по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социализации;
  7. по запросу совместно с классным руководителем составляет психолого-педагогические характеристики и заключения по материалам психологических исследований;
  8. оказывает консультативную помощь участникам образовательного процесса по вопросам обучения, развития, воспитания и социализации обучающихся и воспитанников.
  9. определяет формы и методы диагностической, индивидуальной консультативной, развивающей работы с обучающимися и воспитанниками, используя научно-обоснованные методики и технологии;
  10. ведет мониторинг динамики изменений психологического состояния обучающихся и воспитанников;
  1. Социальный педагог в деятельности Психологической службы:

1) изучает психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, социальные условия жизни, выявляет интересы и потребности, проблемы, конфликтные ситуации, нарушения в поведении обучающихся, воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

2) определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем обучающегося и воспитанника, принимает меры по социальной защите и социальной помощи в реализации прав и свобод личности обучающихся, воспитанников;

3) выступает посредником между обучающимися, воспитанниками, семьей и организацией, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

4) обеспечивает связь между обучающимися, воспитанниками и представителями государственных, общественных организаций и социальных служб;

5) взаимодействует с педагогами, родителями и иными законными представителями по организационным вопросам обучения, воспитания, социализации обучающихся и воспитанников;

6) осуществляет контроль над соблюдением прав ребенка в семье и организации образования.

  1. Классный руководитель (куратор) в деятельности Психологической службы:
  1. осуществляет взаимодействие в системе «школа (колледж) -обучающийся-родитель»;
  2. изучает индивидуальные особенности обучающихся и воспитанников;
  3. совместно с психологом доводит до сведения родителей план проведения психологической диагностики на учебный год, оформляя протокол информированного согласия;
  4. содействует своевременному проведению психологической диагностики, включая ее в годовой план классных часов; организует последующую рефлексию и представление обобщенных результатов на родительских собраниях;
  5. осуществляет анализ состояния успеваемости и динамики общего развития обучающихся и воспитанников;
  6. регулирует межличностные отношения между обучающимися и воспитанниками;
  7. содействует общему благоприятному психологическому климату в классном коллективе;
  8. оказывает помощь обучающимся и воспитанникам в формировании коммуникативных качеств;
  9. содействует сотрудничеству между участниками образовательного процесса.
  10. осуществляет контроль за успеваемостью, посещаемостью занятий, внешним видом, эмоционально-психологическим состоянием обучающихся и воспитанников класса.
  1. Специальные педагоги в деятельности Психологической службы:

1) выявляют и оценивают особые образовательные потребности обучающихся и воспитанников на основе наблюдений, углубленного психологического, нейропсихологического, логопедического, специального педагогического обследования, сведений, полученных от родителей или законных представителях, изучения заключений и рекомендаций;

2) проводят коллегиальное обсуждение с педагогами и родителями особых образовательных потребностей обучающегося (воспитанника), а также определяют содержание его психолого-педагогического, социального сопровождения;

3) участвуют в планировании, разработке и составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения;

4) проводят занятия по индивидуально-развивающим программам (индивидуальные, подгрупповые, групповые) в соответствии с расписанием, утвержденным администрацией организации образования;

5) консультируют родителей или законных представителей, педагогов по вопросам создания безопасной и психологически комфортной среды обучения, обеспечения условий для качественного образования и осуществляют взаимодействие с педагогами по вопросам реализации индивидуального подхода к обучающимся и воспитанникам;

6) осуществляют мониторинг эффективности индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников;

7) планируют психолого-педагогическую диагностику индивидуально- психологических особенностей, обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями на протяжении всего периода обучения;

8) применяют научно-обоснованные методики диагностической, развивающей, консультативно-профилактической работы;

9) по результатам диагностик при возникновении рисков информируют родителей или законных представителей и, при необходимости, направляют к специалистам психолого-медико-педагогической консультации.

  1. Педагог-ассистент в деятельности Психологической службы:

1) оказывает помощь обучающемуся и воспитаннику с особыми образовательными потребностями в организации образования общего типа в случае, когда их самостоятельная деятельность в процессе обучения ограничена по состоянию здоровья (организует, направляет, помогает включаться в учебный процесс, предупреждает нежелательное поведение, эмоциональные и поведенческие срывы, контролирует поведение обучающегося и воспитанника, учит его самостоятельно овладевать учебными навыками и способствует его социализации);

2) принимает участие в оценке особых образовательных потребностей обучающихся и воспитанников, в составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения совместно со специалистами Психологической службы;

3) осуществляет наблюдение и ведет сбор данных об обучающихся и воспитанниках с особыми образовательными потребностями в процессе обучения и развивающей работы;

4) протоколирует результаты освоения учебной программы, динамики развития учебных, социально-адаптивных (поведенческих) навыков обучающегося и воспитанника;

5) готовит информацию для мониторинга динамики процесса обучения и социализации обучающегося и воспитанника.

  1. Педагоги-предметники в деятельности Психологической службы:

1) составляют индивидуальные учебные планы и программы с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей обучающихся и воспитанников;

2) обеспечивают корректировку способов оценивания результатов обучения (достижений) обучающегося и воспитанника, соответствие критериям оценивания и контрольных заданий согласно его индивидуальным возможностям и особым потребностям;

3) применяют вариативные, специальные и альтернативные методы и технологии обучения.

  1. Воспитатель интернатной организации в деятельности Психологической службы:

1) совершенствует содержание, формы и методы воспитательной работы;

2) способствует реализации прав воспитанников, организует работу с воспитанниками, защищает их законные права и интересы в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

3) организует работу по профилактике правонарушений среди подростков;

4) поддерживает связь с родителями или опекунами;

5) проводит индивидуальную работу с воспитанниками и обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

  1. Продолжительность рабочего времени специалистов, входящих в состав психологической службы устанавливается в соответствии с трудовым законодательством.

Согласно отраслевому соглашению о социальном партнерстве по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников сферы образования и науки на отраслевом уровне на 2021-2023 годы между МОН и ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников образования и науки» продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогов и научно-педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

  1. Номенклатура дел специалистов психологической службы предусматривает:

- для педагога-психолога: перечень нормативных правовых актов, план работы, отчеты и аналитические справки, журналы учета групповой и индивидуальной работы, журнал учета консультаций, перечень диагностических методик, документы по работе с обучающимися, воспитанниками или студентами, родителями или иными законными представителями, педагогами (отдельно по категориям);

- для социального педагога: перечень нормативных правовых актов, план работы, отчеты и аналитические справки, социальной паспорт школы, сведения об обучающихся, документы по работе с семьями обучающихся и воспитанников.

  1. Документация специалистов психологической службы ведется в бумажном или электронном формате.
  2. Не допускается привлечение педагогов-психологов и социальных педагогов к видам работ, выходящим за рамки их профессиональных обязанностей (классное руководство, функции членов администрации школы).
25
апреля
2025

приказ 300

Телефоны доверия

Телефон горячей линии

8(71834) 92-1-86 каждый день с 09.00 до 18.00 – отдел образования


 

Cаll-центр управления образования Павлодарской области

8 707 491 64 05

8 (7182) 32-11-74

8 (7182) 65-00-60


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТАКТ-ЦЕНТР «111 АМАНАТ»

по вопросам семьи, женщин и защиты прав детей

© 2025. Все права защищены.